» Главная
» Регистрация
» Вход
Главная

Взаимозаменяемость. Допуски и посадки

Невозможно изготовить деталь абсолютно точно, по размерам, указанным на чертеже. Она всегда будет немного меньше или больше этих размеров. Например, при изготовлении двух валов диаметром 16,0 мм получили диаметр первого вала 16,05, а второго 15,95 мм. Фактические размеры детали называются действительными.
Сборка изделий из-за отклонений в размерах бывает затруднительной и детали приходится подгонять друг к другу, т. е. обрабатывать дополнительно. Чтобы избежать этого, в современном машиностроении и приборостроении существует система взаимозаменяемости. Благодаря этой системе любая деталь, изготовленная для сборки узла или изделия, устанавливается на место без дополнительной обработки и подгонки. Взаимозаменяемость деталей упрощает изготовление новых и ремонт износившихся машин, позволяет удешевить производственные процессы, поэтому она имеет огромное значение для народного хозяйства. Для взаимозаменяемости требуется, чтобы детали, особенно сопрягаемые размеры, от которых зависит соединение деталей, были изготовлены с определенной степенью точности. Для сопрягаемых размеров деталей устанавливают границы, между которыми должны находиться действительные размеры.

Разность между наибольшим (D6) и наименьшим (DM) допустимыми размерами детали называется допуском, а сами размеры — предельными.
Действительные размеры первого вала меньше номинального размера (т. е. указанного на чертеже), и поэтому он войдет в отверстие с зазором (просвет).
Наоборот, если наименьший допустимый диаметр второго вала больше наибольшего допустимого диаметра отверстия (D6), то он может войти в отверстие только под давлением и посадка будет неподвижной. Она называется натягом.

Допуски и посадки подразделяются на систему отверстия и систему вала, а также по величине допусков — на классы точности, по величине зазоров и натягов — на ряд посадок.

В системе отверстия постоянными остаются размеры отверстия, а различные посадки осуществляются за счет изменения размеров валов.
В системе вала постоянными остаются размеры вала, а размеры отверстий изменяются.

По ГОСТу установлено 10 классов точности: 1, 2, 2а, 3, За, 4, б, 7, 8 и 9. Шестой класс пока не установлен. Наивысшим по точности является 1-й класс: допуски в нем выражаются в нескольких микронах. Он применяется только в точном приборостроении для наиболее ответственных сопряжений, так как выдержать такие допуски трудно и обработка деталей по этому классу точности очень дорога.

Наибольшее распространение в станкостроении и машиностроении получил 2-й класс точности, применяемый для ответственных сопряжений. В сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении, где не требуется высокой точности, применяют За, 4 и 5-й классы. Наименее точные классы 7, 8 и 9-й применяют при установлении допусков на поковки и отливки.

Величина зазоров и натягов определяет вид посадки. Количество их различно в каждом классе точности. Например, во втором классе точности системы отверстия 12 посадок.

В таблице «отклонений основных отверстий» по ГОСТу можно найти допустимое отклонение для диаметра отверстия от 80 до 120 мм. Оказывается, оно равно 0,070 мм. Значит, отверстие может иметь наименьший допустимый размер 100,000 мм и наибольший . 100,070 мм.
Вал в системе вала обозначается буквой В с индексом, указывающим на класс точности. Индекс не ставится только при обозначении посадок 2-го класса точности, как наиболее часто встречающихся.
Допуски вала .в системе отверстия и отверстия в системе вала обозначаются буквами посадок.
Чтобы не затруднять рабочего поисками допусков в таблицах, разрешается указывать их на чертежах. Если одно из отклонений равно нулю, то его не проставляют.
В сборочных чертежах, где показываются сопряженные вал и отверстие, наверху пишут букву, относящуюся к отверстию, а внизу — к валу.