» Главная
» Регистрация
» Вход
Главная

О динамике развития российского транспортного машиностроения

Научно-технический и промышленный потенциал транспортного машиностроения предопределяет развитие и работу транспортной инфраструктуры России. В производство транспорта вовлечены многие отрасли народного хозяйства.

Транспортное машиностроение - весьма значимая отрасль для экономики государства. Согласно Минпромторгу России, эта отрасль находится в динамичном развитии на протяжении нескольких лет. Однако, демонстрация роста не означает отсутствия в отрасли проблем. Таковые вызваны износом основных фондов на отраслевых предприятиях, дисбалансом между структурой мощностей производства, техническим уровнем производимой транспортным машиностроением продукции и потребностью железнодорожной отрасли в современных подвижных составах с высокой производительностью.

Юрием Саакяном, гендиректором Института проблем естественных монополий, на IV международной конференции, посвященной перспективам, технологиям и приоритетам железнодорожного машиностроения, был сделан доклад на тему системных мер по развитию транспортного машиностроения в российских регионах.

Согласно докладу Юрия Саакяна, в среднем по стране уровень занятости населения в транспортном машиностроении составляет 2,24% от общего числа занятых в промышленности. Но в отдельных областях этот показатель намного больше среднего по России:
• Тверская область - 10,38%;
• Калужская область - 7,25%;
• Брянская область - 6,9%;
• Ростовская область - 5,13%;
• Свердловская область - 5,9%;
• Республика Мордовия 9,7%.

Что касается отношения выручки гигантов отрасли к валовому региональному продукту в обрабатывающих отраслях, то оно составляет:
• 51% для Тверской области;
• 35,2% для Брянской области;
• 11,8% для Ростовской области;
• 5,9% для Свердловской области.

Но, как отметил докладчик, более корректным является сопоставление с размером добавленной стоимости. Так, в 2010 году предприятия транспортного машиностроения уплатили налоги на сумму 19,7 млрд. руб., 21,7 млрд. руб. был выделен на оплату труда.

Юрий Саакян для предприятий транспортного машиностроения остановился на трех источниках заказов: инвестиционной программе РЖД; инвестиционных программах дочерних предприятий РЖД в сфере пассажирских перевозок; рыночной потребности в грузовых вагонах.

Наряду с положительной динамикой заказов на рынке грузовых вагонов отмечается стагнация в инвестиционных программах РЖД и компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Развитие транспортного машиностроения в России сдерживается ввиду неопределенности объема программы инвестирования РЖД на ближайшие годы, а также зависимости инвестиций в области пригородных пассажирских перевозок от субсидий. выделяемых региональными бюджетами.

Юрий Саакян наметил основные варианты решения существующих проблем через:
• поддержку точек роста, существующих в сфере транспортного машиностроения на настоящий момент;
• консолидацию позиции регионов в вопросах формирования программ инвестиций РЖД и ФПК, поддержку этой позиции региональными органами власти, Думой и Советом Федерации;
• консолидацию позиций в области пригородных железнодорожных перевозок для создания условий, способствующих стабильному развитию отрасли и обновлению подвижного состава.

С докладом Юрий Саакян выступил в ходе панельной дискуссии о роли машиностроительного комплекса в развитии российских регионов, прошедшей при участии Валентина Гапановича, старшего вице-президента ОАО "РЖД", Ханса-Йорга Грундманна, исполнительного директора подразделения "Мобильность", вице-президента Siemens AG, Анри Пупара-Лафаржа, президента "ALSTOM Transport", и Олега Сиенко, гендиректора ОАО НПК "Уралвагонзавода".